Поиск путей к истине

Оглавление
Поиск путей к истине
Страница 2

говорит, что "...наш блестящий двадцатый век в отношении психологии является веком каменным, что, несмотря на все наши науки, мы еще не вступили в истинную науку жизни и не приблизились к подлин- ному господству над миром и над самими собой..." [79,С.18].

 

Это произошло, думаю, потому, что мы всегда боялись увидеть себя во всей сущности своей и всячески убегали от себя. Попробуем же сейчас войти в себя. При этом постараемся вложить во все клеточки своего "Я" слова Шри Ауробиндо:"Я становлюсь тем, что я прозреваю в себе. Я могу сделать все, что внушает мне мысль; могу стать всем, что мысль открывает во мне. Это должно стать непоколебимой верой человека в себя, ибо Бог пребывает в нем" [79,С.19].

 

Ты согласен, Читатель, с мыслью о том, что то, что мы совершаем над собой в возрасте восемнадцати лет и старше, к чему стремимся, можно определить как развитие интеллекта? Мы впитываем, подобно губке, чужие истины, однако наступает время, когда тяга к новым знаниям либо засасывает нас как трясина, и мы по-книжному воспринимаем мир, поскольку собственному пониманию мира никогда не отводили времени, либо же отказываемся от новых знаний, уходя всецело в мир материальный и мир желаний...

 

И так длится до тех пор, пока серьезная болезнь не заставит задуматься над ценностью своего "Я"... Разные уроки мы выносим из болезни, чаще других лишь возглас в душе:"А, все позади. Теперь я здоров. Авось, больше не заболею!" Но господин случай не признает "авось" и снова испытывает нас...

 

И мы опять барахтаемся, накапливая страхи и ослабляя дух... И уже машем на себя рукой, оправдывая свою леность саркастической фразой: "Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет", что означает:"Все равно умирать, так лучше я поживу на всю катушку сколько мне положено, не забо- тясь о духе и теле", смирившись с тем, что познать себя и управлять своим здоровьем - неразрешимая задача.

 

Но, "...если мы хоть немного честны по отношению к себе, то нам придется признать, что наше изучение внутреннего мира, т.е. психология и психоанализ, наши знания о человеке находятся еще на эмбриональном уровне - просто потому, что самопознание требует аскетизма такого же методичного и упорного и порой такого же утомительного, каким является длительное изучение, требуемое для овладения ядерной физикой.

 

Если мы хотим вступить на этот путь, то читать книги или со- бирать клинический материал о всех неврозах потерявшего равновесие общества недостаточно, - мы должны полностью посвятить себя пути. В самом деле, если к изучению внутреннего мира мы приложим всю ту искренность, тщательность и настойчивость, которые мы проявляем при чтении наших книг, то мы будем быстро продвигаться и далеко пойдем".

 

Готов ли ты, Читатель, встать на этот путь самопознания? Тогда возьмем на вооружение прямой опыт и продолжим... Осознаем относительность любой истины и поймем, что она находится в бесконечном движении: то, что еще вчера нам казалось верным и являлось нашим руководящим принципом, уже сегодня должно быть оставлено как груз бесполезных накоплений.

 

Пройдя определенную стадию, позволим ей уйти! А сами пойдем дальше! Позволим себе в настоящем жить настоящим, а не сожалением о прошлом или мечтами о будущем, не забывая мудрые слова:"Воистину подлинная сущность появляется тогда, когда все забыто" [79,С.38]. Чтобы успешно продвигаться по пути к Себе, давай приобретем, мой Друг, хорошие навыки расслабления. Рекомендую приступить к освоению физиологической релаксации.

 

Ты можешь избрать для себя любой из известных тебе способов (благо, их превеликое множество печатается в различных методических рекомендациях типа "Как быть здоровым"), учитывая специфику своей личности. Из многолетней практики я, например, пришла к выводу, что наиболее эффективной является физиологическая релаксация по методу Митчелл [48,С.172-173], техника которой разработана в 1957 году и используется в настоящее время в двадцати пяти странах (она основывается на конкретных ко- мандах, посылаемых в мозг, а не на расплывчатых "расслабтесь!").

 

Ключом к физиологической релаксации является изуче- ние и выявление локализации напряжения в каждой части тела. Это возможно сделать: ведь нервные окончания постоянно передают сигналы о положении суставов и напряжении кожи в высшие отделы мозга. Метод Митчелл предполагает серии аутотренинга для различных частей тела и лица. Будет прекрасно, если ты, путник, перед релаксацией подготовишь свое сознание.

 

Для этого желательно повторить несколько раз мысленно (медленно, спокойно, закрыв глаза) формулу-медитацию, позволяющую "уйти в себя", "отключиться от внешнего мира":"Я вижу темноту...Я слышу тишину..." Добивайся ясной концентрации внимания на вызываемом образе темноты и звуке тишины.

 

После такой небольшой подготовки сознания приступай непосредственно к физиологической релаксации. Аутотрениг выполняется сидя за письменным столом либо в кресле с высокой спинкой и подлокотниками или лежа на полу, подложив под голову подушку и сложив руки на животе. Каждая команда включает три стадии:

 

1) совершение небольших движений;

2) паузу;

3) ощущение конечного положения и напряжения в суставах и коже.

 

При этом не следует пытаться чувствовать свои мышцы. При определении числа повторений всякий раз следует учитывать психофизиологический настрой организма, способность сознания концентрировать свое внимание на ощущении приятного расслабления.

 



 


Новые комментарии

Опросы

Ваш возраст?