Поиск путей к истине |
говорит, что "...наш блестящий двадцатый век в отношении психологии является веком каменным, что, несмотря на все наши науки, мы еще не вступили в истинную науку жизни и не приблизились к подлин- ному господству над миром и над самими собой..." [79,С.18].
Это произошло, думаю, потому, что мы всегда боялись увидеть себя во всей сущности своей и всячески убегали от себя. Попробуем же сейчас войти в себя. При этом постараемся вложить во все клеточки своего "Я" слова Шри Ауробиндо:"Я становлюсь тем, что я прозреваю в себе. Я могу сделать все, что внушает мне мысль; могу стать всем, что мысль открывает во мне. Это должно стать непоколебимой верой человека в себя, ибо Бог пребывает в нем" [79,С.19].
Ты согласен, Читатель, с мыслью о том, что то, что мы совершаем над собой в возрасте восемнадцати лет и старше, к чему стремимся, можно определить как развитие интеллекта? Мы впитываем, подобно губке, чужие истины, однако наступает время, когда тяга к новым знаниям либо засасывает нас как трясина, и мы по-книжному воспринимаем мир, поскольку собственному пониманию мира никогда не отводили времени, либо же отказываемся от новых знаний, уходя всецело в мир материальный и мир желаний...
И так длится до тех пор, пока серьезная болезнь не заставит задуматься над ценностью своего "Я"... Разные уроки мы выносим из болезни, чаще других лишь возглас в душе:"А, все позади. Теперь я здоров. Авось, больше не заболею!" Но господин случай не признает "авось" и снова испытывает нас...
И мы опять барахтаемся, накапливая страхи и ослабляя дух... И уже машем на себя рукой, оправдывая свою леность саркастической фразой: "Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет", что означает:"Все равно умирать, так лучше я поживу на всю катушку сколько мне положено, не забо- тясь о духе и теле", смирившись с тем, что познать себя и управлять своим здоровьем - неразрешимая задача.
Но, "...если мы хоть немного честны по отношению к себе, то нам придется признать, что наше изучение внутреннего мира, т.е. психология и психоанализ, наши знания о человеке находятся еще на эмбриональном уровне - просто потому, что самопознание требует аскетизма такого же методичного и упорного и порой такого же утомительного, каким является длительное изучение, требуемое для овладения ядерной физикой.
Если мы хотим вступить на этот путь, то читать книги или со- бирать клинический материал о всех неврозах потерявшего равновесие общества недостаточно, - мы должны полностью посвятить себя пути. В самом деле, если к изучению внутреннего мира мы приложим всю ту искренность, тщательность и настойчивость, которые мы проявляем при чтении наших книг, то мы будем быстро продвигаться и далеко пойдем".
Готов ли ты, Читатель, встать на этот путь самопознания? Тогда возьмем на вооружение прямой опыт и продолжим... Осознаем относительность любой истины и поймем, что она находится в бесконечном движении: то, что еще вчера нам казалось верным и являлось нашим руководящим принципом, уже сегодня должно быть оставлено как груз бесполезных накоплений.
Пройдя определенную стадию, позволим ей уйти! А сами пойдем дальше! Позволим себе в настоящем жить настоящим, а не сожалением о прошлом или мечтами о будущем, не забывая мудрые слова:"Воистину подлинная сущность появляется тогда, когда все забыто" [79,С.38]. Чтобы успешно продвигаться по пути к Себе, давай приобретем, мой Друг, хорошие навыки расслабления. Рекомендую приступить к освоению физиологической релаксации.
Ты можешь избрать для себя любой из известных тебе способов (благо, их превеликое множество печатается в различных методических рекомендациях типа "Как быть здоровым"), учитывая специфику своей личности. Из многолетней практики я, например, пришла к выводу, что наиболее эффективной является физиологическая релаксация по методу Митчелл [48,С.172-173], техника которой разработана в 1957 году и используется в настоящее время в двадцати пяти странах (она основывается на конкретных ко- мандах, посылаемых в мозг, а не на расплывчатых "расслабтесь!").
Ключом к физиологической релаксации является изуче- ние и выявление локализации напряжения в каждой части тела. Это возможно сделать: ведь нервные окончания постоянно передают сигналы о положении суставов и напряжении кожи в высшие отделы мозга. Метод Митчелл предполагает серии аутотренинга для различных частей тела и лица. Будет прекрасно, если ты, путник, перед релаксацией подготовишь свое сознание.
Для этого желательно повторить несколько раз мысленно (медленно, спокойно, закрыв глаза) формулу-медитацию, позволяющую "уйти в себя", "отключиться от внешнего мира":"Я вижу темноту...Я слышу тишину..." Добивайся ясной концентрации внимания на вызываемом образе темноты и звуке тишины.
После такой небольшой подготовки сознания приступай непосредственно к физиологической релаксации. Аутотрениг выполняется сидя за письменным столом либо в кресле с высокой спинкой и подлокотниками или лежа на полу, подложив под голову подушку и сложив руки на животе. Каждая команда включает три стадии:
1) совершение небольших движений; 2) паузу; 3) ощущение конечного положения и напряжения в суставах и коже.
При этом не следует пытаться чувствовать свои мышцы. При определении числа повторений всякий раз следует учитывать психофизиологический настрой организма, способность сознания концентрировать свое внимание на ощущении приятного расслабления.
|
Добавить комментарий