Как становятся миллионерами |
Богатым людям нет нужды показывать свое богатство. Они ведь и так знают, что богаты! "Выглядеть респектабельно" стремятся те, у кого больших денег нет, зато есть желание выглядеть преуспевающими. Миллионеры-новички - любопытный феномен не только в России, но и в США.
В нашей стране абсолютно все нынешние "долларовые" миллионеры сколотили состояние сами. Но и в США эта категория миллионеров составляет 80% и лишь около 20% богачей получили миллионы в наследство. А это уже почва для сравнений, оценок и выводов.
В России и США к миллионерам относятся по-разному. На постсоветском пространстве главным источником информации о миллионерах остаются анекдоты о "новых русских", материалы уголовных дел, всяческий компромат, а также красивые истории в дорогих журналах о том, как можно с шиком потратить неизвестно откуда взявшиеся деньги.
Ни один из этих источников не способен повысить уровень уважения к миллионерам. Или помочь кому бы то ни было стать богаче. Тем временем "новые американские миллионеры" оказались предметом совершенно прагматического научного исследования.
Важный американский принцип: если знаешь кого-то с деньгами, не завидуй и не конфликтуй с ним. А еще лучше сам попытайся заработать, например, что-нибудь продав богачу. Вот почему компании, заинтересованные в том, чтобы вести целенаправленный маркетинг среди наиболее зажиточных слоев американского общества, оплачивают детальные исследования поведения и привычек американских миллионеров.
После многих лет изучения американских миллионеров двое исследователей - Томас Стэнли и Уильям Данко - в 1996 году опубликовали результаты своих исследований. Их книга "Ваш сосед - миллионер" мгновенно стала бестселлером и остается таковым на протяжении уже многих лет. Тиражи узнать сложно. Что не удивительно, ведь книга эта является одной из самых поучительных для российских предпринимателей.
Идеи, высказанные в этой книге, могли бы поменять стиль поведения многих российских миллионеров, привести к появлению большого числа новых миллионеров, изменить отношение к богатым людям в целом. И даже, возможно, стать фактором дополнительного экономического роста. При условии, что книга оказалась бы доступной широкому российскому читателю.
Ну, а пока воспользуемся жанром рецензии (хотя в полном смысле слова эта статья и не является таковой). Кажется, авторы знают о среднем американском миллионере абсолютно все. Сколько ему лет, где он работает, сколько у него было браков, как часто он делает подарки, где живет и как отдыхает, сколько тратит на всевозможные виды товаров и услуг.
В принципе можно было ожидать, что подобные детали могут оказаться интересными лишь для торговых компаний. Ведь у большинства из нас (и у большинства американцев) в голове имеется собственный образ миллионера, и статистическое уточнение деталей не кажется увлекательным.
Действительно, характерный образ миллионера в массовом сознании формируется примерно так: миллионер - это тот, кто много тратит, живет красиво, часто прокручивает всяческие махинации. Но главное, все миллионеры живут какой-то особенной и "изолированной" жизнью.
Однако все, что бы мы ни думали об американских миллионерах, скорее всего - ошибочно. Интересна же упомянутая книга вовсе не тем, что удивляет какими-то новыми или пикантными деталями из жизни миллионеров, а тем, что выглядит чуть ли не практическим пособием: для обывателя.
Это чтение для деловых людей, но не для любителей "клубнички". Точные данные о повадках миллионеров интересны прежде всего тем, кто хотел бы понять, как стать богаче. Одно дело читать общие рассуждения о том, что "надо быть трудолюбивым" или "бережливым и не сорить деньгами".
И совсем другое - оперировать деталями и фактами, которые могут пригодиться каждому. И если даже не превратят вас в миллионеров автоматически, то, по крайней мере, вполне способны помочь стать богаче.
Поведение миллионеров.
Одна из приводимых в упомянутом издании историй совершенно метафорична для всей книги. Ее авторы, два доктора наук - Т.Стэнли и У.Данко, получили деньги на проведение исследования привычек миллионеров и, в том числе, на интервью с ними. И исследователи принялись приглашать небольшие группы миллионеров в престижные залы для обсуждения их привычек и потребительских предпочтений.
На этих встречах миллионеров от души кормили. Да еще и платили за участие по 100-250 долларов за встречу! Первое собрание состоялось в одном из фешенебельных залов Нью-Йорка, куда пригласили группу из девяти респондентов, личное состояние каждого из которых составляло не менее 10 миллионов долларов.
Чтобы не задеть тонкие чувства миллионеров, наняли компанию, организующую питание "на выезде", которая обеспечивала закуски и выпивку - естественно, были выбраны лучшие коллекционные вина! Первым из прибывших оказался владелец безумно дорогой недвижимости в Нью-Йорке, миллионер в первом поколении - 69 лет.
На предложение отведать бокал дорогого вина (бордо 1970-го года), он немедленно ответил: "Я пью только скотч и два сорта пива. Бесплатное и "Будвайзер"". Так или иначе, а к концу мероприятия, к полному изумлению организаторов, выяснилось, что роскошная еда и изысканные вина остались нетронутыми.
Миллионеры же налегли на самые простые продукты и напитки. Конечно же, дорогие яства и выпивка не пропали - их употребили организаторы исследования, понимавшие толк в угощениях. Но, как меланхолично замечают авторы книги, никто из оценивших эту пищу не был миллионером. Позднее на таких мероприятиях стали подавать обычные бутерброды, кофе, пиво и скотч.
История эта отлично иллюстрирует главную тему книги - американские миллионеры до анекдотичности экономны и не привередливы. А думают они вовсе не о том, как "жить красиво", а о том, как жить без нужды на протяжении всей жизни. Вывод: богатым людям нет нужды показывать свое богатство.
Они ведь и так знают, что богаты! Тем временем "выглядеть респектабельно" изо всех сил стремятся люди, у которых больших денег нет. Но которые очень хотели бы выглядеть преуспевающими. Однако демонстративные траты на "богатую жизнь", в свою очередь, снижают вероятность накопления богатства.
И уж точно не способствуют его увеличению. Как вспоминают авторы книги, во многих случаях на встречах с миллионерами в самые дорогие костюмы были одеты как раз консультанты, живущие на зарплату, а вовсе не приглашенные богачи.
Подходящий анекдот: преуспевающее предприятие по производству дизельных моторов в Техасе собиралась приобрести крупная английская компания. Когда делегация приехала на завод, то посетители поначалу приняли его владельца за водителя грузовика.
Видимо, равнодушный к показухе техасец строго следовал популярной в этом штате поговорке, превосходно характеризующей тех, кто выглядит респектабельно, но не имеет ничего за душой: "Большая шляпа, но нет стада" (big hat, no cattle).
Экономия и скромность - удел богатых.
Портрет среднестатистического миллионера - это мужчина 57 лет. Он женат и у него трое детей. Около половины жен миллионеров работают. Причем самая популярная профессия - учитель. Главная привычка. Как следует из многолетних исследований повадок американских миллионеров, главным принципом для них является экономия.
Приведенная в книге статистика показывает, что половина миллионеров никогда в жизни не платили больше 399 долларов за костюм, 140 долларов за пару обуви и 235 долларов - за наручные часы. Та же статистика раскрывает в деталях структуру расходов американских миллионеров.
Так вот, самые экономные из них (а их около 10%) никогда в жизни не тратили больше чем 195 долларов на костюм, 73 долларов на пару обуви и 47 долларов за наручные часы. Подробно изучали авторы и автомобильный парк, находящийся в распоряжении миллионеров.
Оказалось, что 50% из них купили последнюю машину не дороже чем за 24 800 долларов. И никогда не покупали машину дороже 29 тысяч. Тем временем 20% миллионеров вообще никогда не покупали машину дороже, чем за 20 тысяч долларов. При этом большая часть миллионеров водит довольно традиционные, отнюдь не престижные машины, а более трети миллионеров испытывает устойчивую тягу к подержанным машинам.
Авторы книги отмечают: вся эта любопытная статистика почему-то не становится сенсаций и не попадает в прессу, которая тем временем обожает экзотические истории о промоутере Доне Кинге, который за один поход в магазин приобрел 110 пар обуви, истратив 64 тысячи долларов.
Такие сюжеты мгновенно становятся достоянием общественности, а ведь оказывается, что это вовсе не доминирующий стиль поведения! Идея, будто все американские миллионеры живут красивой жизнью и ни в чем себе не отказывают, - не что иное, как идеологическая платформа, на которой строят свой бизнес компании, продающие дорогие товары, а значит, всеми силами пытающиеся доказать, будто их продукцию обязательно нужно приобретать с тем, чтобы "соответствовать".
Образ сорящих деньгами миллионеров - не больше чем маркетинговый прием, призванный заставить обывателя платить за дорогие товары, оправдывая эти затраты "правильным" образом жизни.
Кстати, чтобы не обижать миллионеров предложениями принять причитающиеся им за интервью деньги, исследователи предлагали им возможность внести эти средства в благотворительные фонды, указанные самими миллионерами.
Однако типичным ответом было: "Моя любимая благотворительность - это я сам!" Ну и, наконец, главный принцип богатства, пропагандируемый большинством миллионеров, звучит так: вне зависимости от размеров заработка, расходы всегда должны быть меньше, чем доходы. Почему они скромны.
Миллионеров в США относительно много. 3,5% домашних хозяйств (семей) владеют личным состоянием, превышающим 1 миллион долларов. И, как уже отмечалось, более 80% из них являются миллионерами в первом поколении. И все же, почему миллионеры скромны?
|
Добавить комментарий