«ПЕЙ СТАКАН МОЛОКА В ДЕНЬ!» Мое поколение твердо помнит этот лозунг. Вряд ли нас можно винить за то, что мы искренне верили в него. Даже сегодня, зная, что этот лозунг — чепуха, жажду мне порой хочется утолить не стаканом воды, а стаканом молока.
Что же в этом удивительного? В детском саду было положено пить молоко, и никого не волновало, нравится оно тебе или нет. То же правило действовало и в школе. Лишь сравнительно недавно врачи заметили, что молоко и молочные продукты наносят нам колоссальный ущерб. Несмотря на это, молоко не запретили — просто стали советовать перейти на снятое молоко или отказаться от сливок.
Когда я говорю о молоке и молочных продуктах, я имею в виду именно молоко. Молочные продукты, будь то сливки, сыр, йогурт или масло, — всего лишь переработанное молоко. Так к ним и следует относиться, как к переработанному молоку.
Признаться, в данном случае противостоять промыванию мозгов мне особенно трудно. Если власти обязывают нас пить молоко, значит, оно очень полезно! Будь оно вредным, нам его никто не навязывал бы.
Но само собой, в те времена я был молод и наивен. Если человек называл себя специалистом, я верил, что он и вправду разбирается в том или ином вопросе. Мне и в голову не приходило, что этот эксперт просто убежден в правильности новейших заблуждений. Кто я такой, чтобы оспаривать мнение экспертов, если они излагают его так уверенно? Пусть даже это мнение противоречит здравому смыслу.
Нетрудно понять, почему нас удалось одурачить. В конце концов, молоко — единственная еда новорожденных млекопитающих, созданная специально для них. Материнское молоко! Что может быть естественнее? Поэтому преодолеть заблуждения, связанные с потреблением молока, мне оказалось труднее всего.
Представьте себе, что здоровый младенец сосет грудь здоровой матери. Станем ли мы беспокоиться о том, что его рацион однообразен? Будем ли пытаться подсовывать ему витамины, кальций, железо в таблетках? Разумеется, нет. Мы инстинктивно знаем, что он питается именно так, как решила природа.
Мы пользуемся руководством Творца и знаем, что младенец получает все, что ему требуется. Посмотрите, как быстро растут и развиваются все млекопитающие, которые пьют материнское молоко! Согласно X. Г. Уэллсу, пищей богов было молочко пчелиных маток. Для пчел — может быть. Но пищей богов для млекопитающих остается материнское молоко.
Самые внимательные из вас наверняка заметили, что я пишу не просто о молоке, а о материнском молоке. И действительно, если мать здорова и у нее достаточно молока, она уверена, что ее ребенок питается правильно. Но если матери приходится искусственно вскармливать младенца, у нее есть поводы для беспокойства. Иными словами, проблемы возникают, когда мы откладываем в сторону инструкцию матери‑природы и полагаемся на предприятия, производящие детское питание.
И даже эта проблема сравнительно невелика, потому что такие предприятия выпускают натуральную еду — ту самую, которую матери раньше готовили сами: фруктовые и овощные пюре. Однако ребенок отлучается не только от материнского молока, но и от рекомендаций природы. Начинается процесс промывания мозгов, а вместе с ним приходят сомнения и неуверенность.
Итак, если молоко — истинная пища богов, выбранная матерью‑природой, если оно одно обеспечивает младенца всеми питательными веществами, необходимыми в самый напряженный период его жизни, как же можно отвергать его? Какой вред может причинить молоко, даже если пить его в больших количествах всю жизнь?
Существуют две весомых, подкрепленных здравым смыслом причины, по которым пить молоко не следует.
Во‑первых, это питание предназначено исключительно для младенцев, и по мере их роста содержание питательных веществ в молоке меняется. Очень важно, чтобы все детеныши млекопитающих первым делом получали молоко. Но «молока» — в общем смысле этого слова — не существует. У каждого вида млекопитающих молоко имеет свой состав. Молоко морского котика — нектар для его потомства, но яд для мышат.
Во‑вторых, мать‑природа изобрела молоко для младенцев. Вместе с тем она запланировала отлучение их от груди в сравнительно раннем возрасте. Вам известны взрослые животные, кроме людей и домашних питомцев, которые пьют молоко?
Молока не пьют даже коровы!
Вернемся к нашим автомобилям. Дроссельная заслонка — хитроумное устройство, которое создает насыщенную смесь воздуха и паров бензина, что помогает завестись неразогретому двигателю. Но по мере разогревания двигателя заслонка открывается и состав смеси меняется — он становится таким, какой нужен для нормальной работы.
Продолжительная работа при закрытой заслонке карбюратора выводит из стоя свечи и сокращает срок службы двигателя. Даже если сам водитель этого не замечает, едущий следом водитель все поймет по обильным черным выхлопам.
Если мать‑природа решила, что нас надо отлучать от источника молока, как может обладатель интеллекта противоречить этому закону? Для переваривания молока необходимы энзимы — ренин и лактаза. У большинства людей они перестают вырабатываться уже к трем годам!
Наши тела не созданы для переваривания молока кроме как в грудном возрасте, поэтому потребление молока становится тяжким бременем для пищеварительной и выводной систем. Можно, конечно, продолжать пить молоко, но надо ли?
Если хотите, пейте, но помните: все молоко содержит казеин, который в желудке сворачивается и образует твердые, плотные, с трудом переваривающиеся комки.
В коровьем молоке казеина в 300 раз больше, чем в человеческом. Почему же в наши просвещенные времена молоко — единственный пищевой продукт, который регулярно доставляют к самому порогу?
Общество постепенно пробуждается. Многие взрослые перестают пить молоко и даже чай и кофе с молоком. Но отказаться от него полностью очень трудно. Даже когда мы едим пирожные, печенье, йогурт, пахту, шоколад, мороженое, оладьи, йоркширский пудинг, торты, сливочные супы и картофель со сметаной, мы потребляем молоко.
Ясно как день, что взрослые люди не созданы для того, чтобы пить молоко, особенно коровье, а также потреблять продукты, сделанные из молока. Это еще более очевидно, чем наша неприспособленность к поеданию мяса. Точно так же мы не в состоянии питаться продуктами, прошедшими интенсивную обработку.
Что же у нас остается? Свежие фрукты, орехи, овощи, пшеница, рис, другие злаки и растительность. Наверное, вы просмотрели этот список и воскликнули: «Постойте‑ка, это даже не вегетарианский, это веганский[1] рацион!»
Скорее всего, эта перспектива вас испугала, как когда‑то меня. Я не вегетарианец, но уже не беспокоюсь и не боюсь стать им. Если мысли о вегетарианстве внушают вам тревогу,
[1] Веганство — особо строгая ветвь этического вегетарианства, запрещающая употребление абсолютно любых продуктов, хотя бы частично имеющих отношение к животным (молоко, сахар, маргарин). — Прим. ред.
|
Добавить комментарий