Женские секреты arrow Советы психолога arrow Сила воли и волевая личность
28:03:2024 г.

Сила воли и волевая личность

Сила воли и волевая личность

Как формировать волевую личность? Что представляет собой волевая личность?

Многим из нас волевой человек представляется умеющим (или имеющим способность) преодолевать различного рода трудности, возникающие у него при устремлении к цели.

 

Волевые качества человека 

 

Многим такой волевой человек видится смелым, решительным, таким который не теряет самообладания в опасные моменты. При этом предполагается, что если человек волевой, то он волевой во всём. К сожалению, таких взглядов придерживаются многие. И даже некоторые специалисты в области психологии тоже склонны так думать.  

 

Социально созревшая личность считается личностью, но не каждый волевой человек будет социально зрелым. Волевым человеком считается тот, кто успешно реализует свои высокие, социально значимые мотивы.

 

Высота таких мотивов, их содержательная характеристика отличают в соответствии с А. Н. Леонтьевым личность от фанатиков, наркоманов или преступников.

 

А как же тогда формировать личность?

 

Если идти по принципу советского времени: «Ты комсомолец, ты обязан», то это путь принуждения и принуждения самого себя. Некоторое время такие манипуляции с собственной мотивацией срабатывают.

 

Различные уговоры самого себя, доводы, намеренное придание смысла в какой-то мере действуют. Но их влияние в целом на сферу мотиваций личности вызывает сомнение. Примером предостережения могут служить факты «воспитанного отвращения».

 

Сколько старательных учеников музыкальных школ, закончив её на отлично, откладывают музыкальный инструмент в сторону с тем, чтобы больше никогда не подходить к нему.

 

А ведь до этого они в течение многих лет старательно, «волевым образом» занимались по несколько часов в день! Выигрыш в малом оборачивается проигрышем в большом. И страдает, прежде всего, сфера мотиваций личности. Поэтому проблема силы воли или безволия личности занимала и занимает умы человечества.

 

Авторитаризм в воспитании и обучении наносят огромный вред личности. Если на человека оказывают постоянное давление, принуждают или того хуже угрожают, то он осуществляет требуемое от него поведение без связи с собственными интересами, целями и желаниями.

 

Такие формы поведения не ассимилируются личностью. Преобладание установки «я должен» означает возникновение внутренней инстанции жёсткого контроля и собственного принуждения.

 

Главная энергия при этом расходуется на внутреннюю борьбу с собственными желаниями и не желаниями на преодоление себя.

 

Многие психологи отождествляли силу воли с такой инстанцией собственного принуждения, тем самым вызывая сомнения в ценности этой силы, проявляющей себя в действиях «через сжатые зубы».

 

Превалирующее развитие той же инстанции приводит к формированию целого набора черт характера, которые именуются во многих источниках как «ригидный характер».

 

И тогда при формировании личности нужно ориентироваться, прежде всего, на то, что ей интересно, какие у неё потребности, что ей не понятно в данный момент, на то, за счёт чего музыканты достигают вершин исполнительского искусства, а спортсмены высоких рекордов.

 

Неужели таким личностям нужно каждодневное принуждение себя, совершаемое, чтобы удовлетворить имеющийся интерес к делу или потребность в нём.

 

Нельзя же каждое дело осуществлять только на собственном принуждении, но и без него в большинстве случаев бывает очень тяжело добиться успеха.

 

Поэтому неспроста в народе считаются волевыми люди, способные к принуждению себя.

 

Общение в семье

 


Новые комментарии

Опросы

Что для Вас важно ?