Женские секреты arrow Воспитание детей arrow Спасите! У нас на шее взрослый ребенок! Часть 2
08:10:2024 г.

Спасите! У нас на шее взрослый ребенок! Часть 2

Image

 

Как же помочь детям стать взрослыми?

Необходимо сначала создавать им развивающие условия, в которых ребенок захочет что-то делать, а если не получилось — вынуждающие его что-то делать.

 

Знаете, как процесс воспитания происходит в природе?

 

Например, орлы, которые собираются научить летать своего птенца, знают, что он должен летать. Представьте себе, что они сидели бы и плакали: «Ах, как мне жалко моего ребенка, он такой маленький, щупленький!».

 

Время бы шло, и в гнезде оказался бы взрослый орел, который не умеет летать! Он бы просто умер с голоду, потому что вся его добыча находится либо на земле, либо в воздухе, а он сидит в гнезде на скале и не может воспользоваться могучими крыльями. И поэтому в природе такого не происходит.

 

Зная, что птенец должен летать, родители постепенно, (заметьте, постепенно!) делают обстановку в гнезде все менее комфортной, убирают перышки, травку и т. п., а потом и вовсе выталкивают птенца из гнезда, чтобы он смог расправить свои крылья и полететь.

 

И если у него не получается — они подхватывают его, относят в гнездо, но потом все равно выталкивают, продолжая поступать так до тех пор, пока он не полетит.

 

А человек, существо разумное, делает все в точности наоборот: все больше и больше заботится о подрастающем ребенке, позволяя ему все больше и больше «садиться на шею», не приучая к труду и умению о себе позаботиться.

 

А потом думает, что по исполнении 18 лет ребенок вдруг, ни с того ни с сего, начнет обслуживать себя сам! А этого почему-то не происходит. И продолжают взрослые дети вести беспечную жизнь, а их стареющие родители все больше и больше напрягаться, чтобы им эту жизнь обеспечить.

 

В связи с этим, Вам просто необходимо разработать программу «принудительного» перехода на самообеспечение Вашего взрослого ребенка.

 

Что для этого нужно сделать?

 

1. Определиться, каким Вы видите будущее своего ребенка

 

Ответьте письменно и конкретно. Ответы типа «счастливым и богатым» — не подойдут. Что в Вашем понимании означает «быть богатым»? А что — «счастливым»? Например: «Я вижу его занимающимся любимым делом (журналистикой, др.) или работающим на стройке прорабом, имеющим отдельное жилье (какое конкретно)». И т. д.

 

2. Поговорить с самим ребенком, каким он видит свое будущее

 

Вам нужно получить конкретный ответ. Раз десять попросите его подробно описать свое видение, и тогда Вы докопаетесь до истины.

 

3. Сравните результаты

 

Я полагаю, Вы будете сильно удивлены. Именно здесь и начинаются все проблемы, т. к. Ваше видение часто не совпадает с видением ребенка.

 

Вот что написала мне Любовь Латыпова, когда столкнулась с данной проблемой «лоб в лоб»: «Следующее жестокое потрясение я пережила, делая ремонт в квартире и перемещая книги из комнаты сына. Их было столько, что очередной миф «мы люди бедные, едва концы с концами сводим» разваливался просто на глазах.

 

Книги были хорошие и дорогие, многие из них покупал сын-студент собственноручно, и конечно, не только на стипендию, пусть даже и повышенную. Классический вариант «Откуда деньги? — Из тумбочки» работал вовсю.

 

Вторая часть вопроса «А в тумбочке они откуда?» — даже не возникала. Обнаружив это, я была вне себя от гнева. Сначала — на сына, не проявлявшего должного внимания, скажем так, к другим потребностям семьи, потом — на себя, не контролировавшую расходов и не обсуждавшую с ним денежных вопросов.

 

Потом я поняла, что дело совсем не в отсутствии внимания и должного почтения к родителю. Просто у нас были разные приоритеты, и каждый из нас по умолчанию действовал в соответствии с собственными представлениями о жизни.

 

В моих приоритетах было дать детям хорошее образование, и это означало поддерживать основные жизненные функции семьи и освободить сына от необходимости думать о выживании.

В его приоритетах тоже было получить хорошее образование, но для него это означало свободу покупать ту литературу, которую он считал необходимой, независимо от стоимости.

 

Различия в представлениях о жизни не обсуждались, поскольку даже не подразумевались — просто я считала, что если я «главная» в семье, то все автоматически складывается так, как мной заведено».

Проанализируйте ситуацию в Вашей семье, может, и Вы делаете что-то не так.

 

4. Обсудите, какую роль в будущей жизни Вашего ребенка составляют финансы

 

Чем он будет заниматься? На какой доход он рассчитывает? Хватит ли этого дохода на удовлетворение всех его потребностей? Какие у него потребности?

 

5. Профподготовка

 

Помогите выяснить, на какой заработок может рассчитывать взрослый ребенок после окончания учебы. И для чего он получает высшее образование? А конкретно? А еще конкретней? Что он может сделать уже сейчас, чтобы заработать какие-то деньги? Какие именно (сумма) и как Ваш ребенок собирается ими распорядиться? Сколько времени он готов выделять, чтобы их заработать?

 

6. Практические навыки обращения с деньгами

 

Объявите, что у Вас есть цель научить его обращаться с деньгами, потому что всегда Вы его содержать не сможете. Определите условия Ваших новых «денежных отношений».

 

7. Требование ведения финансового отчета — неотъемлемая часть Ваших новых взаимоотношений

 

Это единственный способ обрести контроль над финансами и привить ответственность. Поставьте условия — в таком возрасте Вы можете быть жесткими: это новая форма Ваших взаимоотношений. Выдаю деньги — обсуждаем. Не с целью контроля, а для того, чтобы быть уверенной, что процесс перехода финансового ученичества в финансовую зрелость идет нормально.

 

Причем начните с недельных взаимоотношений. Помните: этот переход — не высказывание взаимных претензий, а стремление научить ответственно подходить к деньгам и своему самообеспечению. Если у Вас возникает чувство вины, то подумайте, что стыдно вообще-то в 19-летнем возрасте «сидеть на шее» у матери (или сестры, вообще — у женщины.)

 

В 18 лет Родина посылает своих сыновей ее защищать, так почему же в 19-летнем он все еще находится под опекой женщины! И никакого чувства вины быть не должно!

Мы сами «калечим» своих детей, отпуская во взрослую жизнь неподготовленными.

 

8. Распланируйте программу подготовки (3–6 месяцев)

 

Взрослому ребенку, который «застрял» в детстве и которому удобно «на шее у родителей», надо дать время на этот переход. И в первую очередь, Вы сами должны настроиться на то, что Ваш ребенок уже вырос, и Вам просто необходимо устроить ему финансовый ликбез, чтобы передать ответственность за его жизнь ему самому.

 

Вот как может выглядеть «программа перехода на самообеспечение»

 

1. Установите дату, с которой Ваш ребенок должен оплачивать свои расходы (полностью или частично — в зависимости от Вашей ситуации) самостоятельно.

 

2. Поставьте условие о необходимости найти работу и иметь свой доход. Если ребенок учится, речь идет о работе в свободное время. Практика показывает, что студенты могут найти свободные часы, чтобы подработать. Очень редко (это зависит от сложности ВУЗа) студент занят учебой целиком, но даже и в таких ВУЗах на старших курсах молодежь подрабатывает.

 

3. Помогите рассмотреть варианты трудоустройства на постоянную или временную работу. Не верьте мифам об отсутствии рабочих мест. Кто ищет, тот всегда найдет — было бы желание. Мы сейчас ведем речь не о «тепленьком» месте для Вашего ребенка, а об источнике дохода, который будет его кормить.

 

4. Помогите составить бюджет расходов Вашего ребенка. Возможно, он просто не знает, сколько денег на него Вы тратите ежемесячно. Пересмотрите все расходы, которые Вы оплачиваете, и объясните, что после установленной Вами даты эти расходы (полностью или частично) — ответственность Вашего ребенка.

 

5. Решите вопрос с местом проживания. В отличие от других стран, в частности, Америки, в России трудно решить квартирный вопрос: попросить ребенка найти себе квартиру и переехать. Понятно, что купить себе жилье на данном этапе он не в состоянии, но, может быть, он сможет найти арендованное жилье для себя или жить там с другом, внося взносы пополам. Все зависит от того, сможет ли он оплачивать эту квартиру. И самое главное, сможете ли Вы пережить его переезд.

 

6. Если для Вас это неподходящий вариант, то обсудите условия проживания в родительской квартире. Не забудьте назначить плату за проживание. Стоимость квартплаты растет постоянно, и этот груз Ваш взрослый ребенок должен почувствовать тоже. Если платить часть общей стоимости за квартиру оказывается для него сложно, тогда поступайте по-другому — используйте его бесплатную рабочую силу: обязуйте его постоянно убирать, осуществлять ремонт и т. п.

 

7. Обсуждайте финансовые дела еженедельно. Состояние своего счета и кошелька Ваш взрослый ребенок должен знать с точностью до копейки. И не выдавайте ему денег (если Вы все еще продолжаете это делать), до тех пор, пока отчет за потраченные деньги не будет составлен.

 

8. Будьте готовы ко всем провокационным ситуациям со стороны детей, которые могут играть роль «маленького ребенка», которого необходимо пожалеть. Проволочки в этом вопросе неуместны.

 

9. «Если Ваша цель — сделать детей сильными, предоставьте им возможность действовать и рисковать, несмотря на опасения и вызывающее поведение — обычные реакции на испытания, с которыми сталкиваются дети». (Дж. Годфри)

 

Воспитывать детей всегда было делом непростым, а в современных условиях это сложно вдвойне.

 

Но если Вы хотите помочь своему ребенку стать самостоятельным, то должны понять сами, что Ваш ребенок уже вырос, и относиться к нему надо как к взрослому человеку, у которого, кроме прав, есть еще и обязанности.

 

И если его детство по разным причинам затянулось, просто помогите ему и покажите открывающиеся перед ним новые возможности.

 

Потому что быть взрослым — это большое преимущество, ведь именно тогда человек становится по-настоящему свободным, ему все в этой жизни по плечу и перед ним открыты все пути! Если, конечно, он принимает ответственность за свою судьбу.

 

 

 


Новые комментарии

Опросы

Что для Вас важно ?