Женские секреты arrow Сны и сновидения arrow Работа со сновидениями
27:04:2024 г.

Работа со сновидениями

Оглавление
Работа со сновидениями
Страница 2

 

На многие вопросы можно ответить, просто зная, какую жизнь ведет человек, чем занимается и, что с ним вообще в данный момент происходит. Однако надо учитывать, что далеко не всегда сюжет разбирается так просто. Чаще, без дополнительной работы над отдельными образами к пониманию сновидения прийти не получается.

 

Кстати, вполне надежным критерием правильной трактовки сновидения может быть реакция сновидца на сделанные выводы. Если реакция отсутствует - то есть человек не чувствует внутри никакого отклика на предложенную трактовку, значит что-то в ней не так, что-то упущено или понято не верно. Так вот, если "инсайт" не наступает сразу, приходит время следующего этапа. После того, как определена структура и выделены основные действующие лица и их взаимоотношения, можно приступить к их анализу.

 

Тут есть два дополняющих друг друга подхода. Первый - поиск индивидуального смысла каждого отдельного образа, второй - определение смысла с точки зрения коллективного символизма. В обоих случаях, каждый образ изучается, сначала, отдельно, а потом во взаимосвязи со всеми остальными образами и общим течением сюжета.

 

При поиске индивидуального смысла, обычно пользуются техникой ассоциаций на образ (это отличается от психоаналитической техники свободных ассоциаций). Не надо понимать поиск ассоциаций буквально, как подбор слов-ассоциаций к слову-образу. На самом деле все может происходить иначе (хотя и подбор слов-ассоциаций тоже может быть эффективным).

 

Напомню, что за каждым образом сновидения стоит некая психическая структура - это может быть установка, комплекс, какое-то чувство или любая другая заморочка. Так вот, понять смысл образа - значит, докопаться до того, на что этот образ указывает. Поскольку жизненный опыт у каждого человека свой, один и тот же образ сновидения может у разных людей указывать на совершенно разные вещи. Например, у кого-то образ собаки связан с преданностью и дружбой, а кого-то с волками и опасностью.

 

Поэтому, поиск индивидуального, вытекающего из личного опыта, смысла - второй по важности момент при анализе сновидения. Чтобы нащупать глубинный индивидуальный смысл образа я, обычно, предлагаю человеку закрыть глаза и погрузиться в созерцание этого образа, а потом описать те чувства и мысли, которые он вызывает.

 

Часто, эффективным бывает другой подход - поиск для образа параллелей из реальной жизни, того, что созвучно этому образу или как-то его напоминает. И тот, и другой подход в итоге приводят к личной смысловой нагрузке образа. Гештальтисты здесь предлагают еще один вариант, который мне кажется интересным - человека просят рассказать свое сновидение с точки зрения каждого отдельного образа и попытаться описать все те чувства, которые он (образ) испытывает.

 

Как и все остальные практики в гештальт-терапии, такое проговаривание должно происходить в такой форме, как если бы сюжет сновидения развивался в данный момент. Сам я этой техникой еще не пользовался, но чувствую, что она может быть очень эффективной.

 

Когда индивидуальный смысл всех образов (различные взаимодействия между объектами сновидения - это тоже образы; с ними надо проделывать ту же работу) более-менее ясен, можно посмотреть на них с точки зрения коллективной символики. Отличие здесь в том, что смысл коллективных символов не зависит от опыта отдельного человека.

 

Многие образы могут иметь общечеловеческий смысл. Подробно об этом надо читать К. Г. Юнга - это его область исследований. Таких символов не очень много. Юнг группировал их по соответствию тому или иному архетипу (суть этого понятия тоже смотрите в работах Юнга). Возьмем еще раз наш пример. В нем можно увидеть два ярких образа, созвучных по смыслу - это центр большого города, в котором происходит действие и волшебный дворец.

 

Подробно расписывать символику этих образов не буду - по этому вопросу можно книгу написать целую книгу. Ну, а вкратце, эти образы указывают на центр психики (Самость, по Юнгу) - самую глубинную сердцевину человеческой души. То, что девушка оказалась в центре города и стала свидетельницей волшебного зрелища, возможно, указывает на то, ей удалось наладить какую-то связь со своей Самостью (в христианстве это назвали бы связью с Богом), но в силу совершаемой ей ошибки, она постоянно эту связь обрывает.

 

Обычно, анализ коллективного символизма сновидения приводит к проблемам более глобальным, к каким-то экзистенциальным вопросам, которые стоят перед человеком (об тоже разговор отдельный и долгий). А поиск индивидуального смысла выводит на поверхность актуальные (текущие) психологические проблемы человека.

 

Примерно таким вот образом происходит моя работа со сновидениями. Осталось упомянуть только несколько деталей, которые надо учитывать.

 

Часто одно и то же сновидение повторяется несколько раз в течение жизни - это надо расценивать, как указание на особую важность того сообщения, которое оно пытается передать.

 

Кошмары - это более жесткое предупреждение, которая психика делает сновидцу. А если кошмар заканчивается тем, что человек просыпается от страха - это говорит о том, что психика начинает терять терпение. Здесь уже можно начинать волноваться за свое душевное благополучие.

 

Многие сновидения настолько мимолетны, что не оставляют следа после просыпания или запоминаются отрывочно, или в них нет сюжета а только отдельные пустые образы. Такие сновидения можно считать не важными, но только в том случае, если они не вызывают тревожного состояния у сновидца.

 

Отсутствовать вообще сны могут по одной причине - душевная тупость или, если угодно, черствость. Если вам не снятся сны, значит, вы их слишком долго учились игнорировать. Короче, это плохо.

 

По идее, у человека постоянно должен идти диалог со своей душой с помощью сновидений. Конечно, есть люди, которые со временем находят более эффективные средства для ведения такого диалога, но это люди редкие. В этом смысле, важно такой диалог налаживать и поддерживать.

 

Сновидец и его душа - это, как два собеседника. Если один не внимателен к другому, то беседа быстро заходит в тупик. Кому от этого хуже, догадайтесь сами. Вариантов и техник налаживания продуктивного сотрудничества со своей душой тоже много.

 

Например, можно сны зарисовывать или, хотя бы, просто записывать. В принципе, подобные техники можно использовать и в тех случаях, когда человеку "не снятся" сны или их сюжет слишком запутан и не ясен.

 

Когда общение налажено, язык сновидения становится простым и понятным. Сложность и навороченность сюжета - признак того, что слишком много накопилось такого, что душа хочет сказать человеку.

 

Есть масса других тонкостей и важностей. И без того масса книг по этому вопросу уже написана.

 

А для тех, кто еще только хочет попробовать анализировать свои сны, намек - оно того стоит! Приз велик.

 

 

Артем Кримнус

 



 


Новые комментарии

Опросы

Что для Вас важно ?