Развитие лечебной гимнастики в России |
Лечебная гимнастика в дореволюционной России. Упоминания о лечебном применении физических упражнений в России впервые имели место в XVII веке во время царствования Алексея Михайловича.
В делах аптекарского приказа, который ведал здравоохранением, обнаружен рецепт, предписывавший царю Алексею Михайловичу, страдавшему ожирением, физические упражнения в виде верховой езды, пешеходных прогулок, бега и охоты.
Необходимо отметить, что морской врач А. Г. Бахерахт первым высказал мысль о том, что «...всякое произвольное телодвижение, как скакание, плясание, лазка по мачтам и веселые игры», является средством сохранения здоровья матросов.
П. Богданович отмечал: «Для сохранения здоровья нужно также движение; ибо все то подвержено скорому разрушению, что оного лишается». «Воздержанность и телодвижение суть самые главные средства к сохранению здоровья».
Н. И. Пирогов направил Медицинскому Совету Министерства внутренних дел свое мнение в связи с обсуждением первого проекта организации в России Высшего гимнастического института. «История естествознания, опыт и здоровый смысл..., - писал Н. И. Пирогов, - очевидно убеждают нас в мощном действии тела, укрепленного упражнениями, на нравы и дух народа.
Польза применения гимнастики к делу военному, к лечению различных болезней сделалась делом слишком очевидным для каждого... и по сему считаю учреждение гимнастического института предприятием вполне соответствующим высокой и полезной цели»
Н. И. Пирогов указывал, что гимнастика должна быть использована как мощное гигиеническое средство воспитания. Он рекомендовал для борьбы с атрофией конечностей после огнестрельных повреждений специальные упражнения.
Он подчеркивал, что для таких больных «...свежий воздух и движения тела, хотя бы пассивные, составляют условия жизни и успеха в лечении».
Профессор Московской медико-хирургической академии Кудрявцев писал о специальной гимнастике при искривлениях позвоночника.
Развитие врачебной гимнастики в России
После революции, работая в Томском физиотерапевтическом институте, Д. С. Пирусский создает систему лечения, включающую лечение движением, естественными силами природы и трудом.В царской России врачебная гимнастика не имела широкого распространения в лечебных учреждениях.
Она преимущественно применялась при заболеваниях и травмах органов движения и опоры (ушибы, растяжения, вывихи), при искривлениях позвоночника в детском; возрасте, при ожирении, сухотке спинного мозга и некоторых функциональных расстройствах нервной системы.
Развитию способствовали также врачи: Е. Н. Залессоза, В. Ф. Диаковский, М. К. Барсов, К. Г. Соловьев и др. Некритично воспринятая ими шведская врачебная гимнастика стала использоваться преимущественно с позиций локальной терапии в сочетании с массажем.
В руководствах по врачебной гимнастике и массажу значительно больше внимания всегда уделялось последнему, а гимнастика рассматривалась как вспомогательное средство. Не лишне также отметить, что русские врачи были первыми в отношении применения лечебной гимнастики при огнестрельных ранениях и при переломах.
Из архивных материалов известно, что в 1877 – 1878 гг. в Петербурге была открыта лечебница с такой направленностью для бесплатного лечения раненых солдат, пострадавших в русско-турецкую войну.К сожалению, приходится отметить, что часто приоритет в разработке различных вопросов активной терапии незаслуженно приписывается иностранцам.
Так, например, екатеринославский врач В. П. Правдолюбов в 1893 г., т. е. за 2 года до появления работы французского хирурга Люка Шампионьера, опубликовал свои наблюдения за лечением закрытых переломов костей массажем и гимнастикой.
Также необоснованно и пристрастно был поднят на щит австрийский хирург Белер как основоположник функциональной терапии при травматических повреждениях конечностей.
В действительности работы Белера являются подражанием огромной работе группы врачей Харьковского медико-механического института, материалы которой опубликованы еще до первой мировой войны, а также и во время нее.
|
Добавить комментарий