Женские секреты arrow Гипноз arrow Внушение и самовнушение
29:03:2024 г.

Внушение и самовнушение

Оглавление
Внушение и самовнушение
Страница 2
Страница 3

Image

В нашей стране вопросами внушения и самовнушения много и плодотворно занимался академик В. М. Бехтерев. Он считал, что внушаемость это нормальное свойство человеческой психики,

 

выраженное, однако, у разных людей в разной степени. Внушение, самовнушение, взаимовнушение широко распространены в человеческом обществе и сопровождают человека с ранних лет до глубокой старости.

 

По выражению Бехтерева, внушение (в отличие от убеждения) входит в сознание человека "не с переднего входа, а как бы с заднего крыльца", минуя сторожа - критику.

Все то, что принимается на веру, без соответствующей критической переработки, поступающей в мозг человека информации, есть внушение.

 

Если В. М. Бехтерев подвел психологическую базу под явления внушения, то И. П. Павлов дал этому свойству научные, физиологические обоснования. Ученый писал, что слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как раздражители, общие с животными.

 

Но для человека слово является еще более многосторонним и многообъемлющим условным раздражителем, который нельзя даже сравнивать с условными раздражителями животных. Как известно, для животного, даже высокоорганизованного, слово - просто звук, в то время как для человека каждое слова имеет глубокий смысл, значение.

 

Слово, благодаря предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария головного мозга, а потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливали эти раздражения. "Внушение есть наиболее упрощенный, типичнейший условный рефлекс человека", - резюмирует И. П. Павлов.

 

Приведем пример.

 

Представьте себе, что исследователь кладет в рот испытуемого ломтик лимона. Что при этом произойдет? В ответ на натуральный пищевой раздражитель (лимон), на основании врожденного безусловного пищевого рефлекса, выделится слюна.

 

Однако можно получить такое же выделение слюны не давая лимона испытуемому, а лишь показывая его (действие через зрительный анализатор). В данном случае слюноотделительная реакция была осуществлена через так называемую первую сигнальную систему (через зрение, слух, обоняние).

 

Но можно такую же реакцию получить, рассказывая о лимоне, его кислом вкусе: "Я беру большой сочный лимон, разрезаю его и начинаю выжимать из него кислый сок в стакан!" - говорит экспериментатор. И от одних слов о лимоне у испытуемого начинает выделяться слюна.

 

В этом случае имеет место воздействие через вторую сигнальную систему, присущую только человеку. Слово в сигнальной деятельности головного мозга как бы заменяет непосредственный натуральный раздражитель. Слово "лимон" как условный раздражитель второй сигнальной системы возбуждает первую сигнальную систему и даже через подкорку вызывает физиологическую реакцию - слюноотделение.

 

При этом необходимо помнить, что первая сигнальная система находится в неразрывной связи и взаимодействии со второй сигнальной системой, являющейся основой речи, мышления, письменности, анализа слов, и что первой сигнальной системы в "чистом виде" у человека не существует.

 

Слово отражает социально-исторический опыт человечества и индивидуальный опыт отдельного человека. Диапазон значения слова чрезвычайно велик: от простого условного обозначения предмета до абстрактных, отвлеченных понятий и представлений, отражающих человеческое мышление. Соответственно этому диапазону многообразен и широк диапазон словесного внушения.

 

Так, если словом "лимон" можно вызвать слюноотделение, а словом "еда" у голодного человека - выделение желудочного сока и двигательную реакцию кишечника, то ничего удивительного нет в том, что словом "спите" по механизму внушения можно вызвать гипнотический сон. Теперь на примерах покажем действие и силу внушения, самовнушения и взаимовнушения.

 

На одной из лекций студентам-медикам было заявлено: "Сегодня мы будем изучать деятельность обонятельного анализатора: скорость распространения запаха по помещению. Предлагаем вам следующий опыт". Профессор налил на вату немного темной жидкости из принесенного флакона и положил вату на кафедру. Студентов попросили поднять руку, как только они почувствуют резкий, неприятный запах.

 

Вскоре в первых рядах поднялось несколько рук студентов, почувствовавших запах. Далее запах "распространился" в глубь аудитории и, наконец, дошел до задних рядов. В это время некоторым сидящим впереди стало дурно, и их пришлось вывести из лекционного зала. Каково же было удивление студентов, когда после окончания опыта им заявили: "Никакого запаха не было! Вам его внушили. Вы напряженно ждали его, "принюхивались", и вот у вас развилась массовая, внушенная обонятельная галлюцинация"!

 

Как видно из опыта, проведенного в обычном бодром состоянии, без гипноза, внушение оказалось достаточно сильным. Если у молодых и образованных людей в наше время удалось вызвать обонятельную галлюцинацию массового характера, то не приходится удивляться тому, что в средние века или более близкое нам время под влиянием внушения представителей церкви нередко вспыхивали массовые галлюцинации религиозного характера.

 

В Европе в средние века могущественным влиянием пользовалась католическая церковь. Служители церкви внушали верующим, что дьявол так же всесилен, как и сам бог, что демоны под видом обычных людей могут свободно проникать в человеческие жилища и вступать в контакт с людьми. Более того, демоны могли, уменьшаясь до размеров мухи, проникать в тело человека через нос, уши и рот.

 

 


 


Новые комментарии

Опросы

Что для Вас важно ?