Здоровье - это равнодействующая многих сил, сознательно формируемых самим человеком |
ВВЕДЕНИЕ IN MEDIAS RES* Что есть человек? Что есть "Я"? Вопросы эти знакомы каждому, поскольку, в свое время, они встают перед всеми. По- разному мы на них отвечаем. И в зависимости от ответа (осознанного или не осознанного) организуем свою жизнь. Только осмыслив эти изначальные вопросы, можно понять и сформировать философию здоровья.
О том, что такое человек, ясно сказал Артур Шопенгауэр, основатель теории эвдемонологии, научающей счастливой жизни, в своей книге "Афоризмы житейской мудрости". Беря в качестве эпиграфа высказывание Чанфорта "Счастье дается не легко: очень трудно найти его в себе и невозможно - в чем-либо другом", Артур Шопенгауэр помогает найти путь достижения счастья в себе.
При этом он исходит из аристотелевского разделения благ человеческой жизни на три группы: блага внешние, духовные и телесные, и утверждает, что все, чем обусловливается различие в судьбах людей, может быть сведено к трем основным категориям. Эти категории таковы:
1) что такое человек, его личность; 2) что человек имеет - речь идет о находящемся в его собственности имуществе; 3) что представляет собой человек, т.е. что есть человек в представлении других, мнение людей о нем, выражающееся в почестях, положении и славе.
Особый интерес вызывает категория "что есть человек, его личность". Имущество и слава - следствие этой категории и приходят к человеку извне, а не заключаются в нем самом. К тому же, ценность их относительна: их может лишиться человек в одночасье, а вот суть человека - абсолютна, она всегда при нем.
На счастье (или несчастье) в значительно большей мере влияет то, что есть человек, что находится внутри него, что вложено в него Природой, его истинное "Я" - прежде всего здоровье, сила, красота, темперамент, нравственность, ум и степень его развития, чем то, что вытекает из вещей внешнего мира, что создается силами людей, т.е. собственность и положение в обществе.
Во все времена, как говорил Гете, "народы, рабы и победители всегда признавали, что высшее благо человека - его личность". И высшая цель человека, по-видимому, состоит не в богатстве и не в славе, а в том, чтобы полностью раскрыть и реализовать себя.
Герман Гессе - автор прекрасного романа "Игра в бисер", за который он был удостоен Нобелевской премии, настаивал на том, что человек должен осуществить заложенные в нем возможности, обрести определенность, прийти к себе. Именно поэтому он исследовал всего человека, включая его истинные желания и мысли, вплоть до тайников бессознательного, "инферно".
И он был вправе требовать, чтобы "у нас была наука, обладающая достаточным мужеством и достаточным чувством ответственности, чтобы заниматься человеком, а не просто механизмами жизненных процессов...".
Каждый человек, в очень грубом приближении, на поверхности, представляет собою сочетание человека и животного, духа и инстинкта, человека в смысле его мира мыслей, чувств, культуры, и животного, когда речь идет о его темном мире инстинктов - инфернальном мире.
Я вкратце коснусь философии восприятия жизни, лишь настолько, насколько это требуется для раскрытия здоровья. С моей точки зрения, невозможно научиться управлять своим здоровьем, не выработав определенного философского отношения к жизни.
Осознание уникальности каждой личности и ее жизни приводит к мысли о необходимости выработки такого восприятия всех событий личной жизни, которое позволяет спокойно все принимать как данность и мобилизует на радостное преодоление встречающихся препятствий.
Внутреннее равновесие, как душевное, так и телесное, в любых жизненных ситуациях достигается настроем человека на жизнь не сиюминутную, а долгую и плодотворную. Отсюда идет разумное отношение к своим потребностям и силам, которые требуются для их удовлетворения. Иными словами, я замахиваюсь ровно настолько, насколько мне позволяет мое здоровье (не сегодняшнее, а мое потенциальное, которое я в себе ощущаю и оцениваю).
Проблемой номер один, особенно в наше время тотального дефицита, признается очень многими специалистами-медиками проблема питания. Позволь мне, внимательный Читатель, не согласиться. Здесь я вижу одномерный подход к человеку, желание заострить проблему и несколько утрированно наметить способы укрепления здоровья.
Признавая важность качественного и разнообразного питания, я все-таки хочу выразить свое удивление по поводу того, как легко принимает аргументы в пользу такого подхода к своему здоровью разумный человек. Зная, что человек не является только потребителем пищи, он, в то же время, легко соглашается с тем, что питание - основной фактор, автоматически дающий здоровье...
Вспомни, Читатель, сытого человека, разве не было у него болезней? Наверное, если и был он румянощек и бодр, то, прежде всего, благодаря совокупности положительных и отрицательных факторов, которые способствовали сохранению и укреплению внутреннего равновесия.
Это внутреннее равновесие могло перейти к нему по наследству, в таком случае он мог и курить, и пить, и прекрасно себя чувствовать. Внутренняя гармония могла случайным образом, вполне стихийно сложиться в тяжелых жизненных обстоятельствах, так как произошла самонастройка организма без сознательного воздействия самого человека. Организм "услышал" окружающий мир, стал жить в его ритме.
Но, как правило, здоровье - это равнодействующая многих сил, сознательно формируемых самим человеком, своего рода личный стандарт, который так тщетно пытаются вложить специалисты самых разных областей знаний в понятие "здоровый образ жизни".
Здоровье не может быть дано никаким самым квалифицированным врачом: оно добывается первобытным способом - неутомимым, ежесекундным трудом познания и реализации себя, каждой минутой жизни.
Ни одна система здоровья не может сделать человека здоровым, если он, впитывая ее, не научается слышать и видеть.
Нет ни одного средства, которое само по себе могло бы принести избавление от той или иной болезни, и, вместе с тем, есть такое универсальное "средство", делающее человека здоровым - здоровое сознание, правильное, адекватное восприятие мира.
* in medias res (лат.) - в суть дела
|
Добавить комментарий