Последовательное развитие реакции организма на физические упражнения |
Рассматривая последовательное развитие реакции организма на физические упражнения, следует учесть роль психических представлений (психогенный механизм) перед выполнением физических упражнений.
Эти представления, настраивая больного на переход к деятельному состоянию, мобилизуют кортикальную регуляцию функций, подготавливая и постепенно вовлекая организм больного в процесс предстоящей физической нагрузки.
Выполнение активных физических упражнений ставит больного в условия активного и сознательного участия в осуществлении лечебного процесса. Осмысленность в выполнении физических упражнений повышает интенсивность движений.
Исследованиями М. Е. Маршака доказано, что повышение работоспособности при произвольной работе наблюдается уже на 2 - 4-й день тренировки, тогда как при непроизвольной работе (раздражение электрическим током) выраженное увеличение работоспособности наступает лишь через 4 - 6 недель ежедневной тренировки.
Осмысливание больным интеллектуальных доводов в пользу тех или других упражнений интимнейшим образом связано с повышением его волевой направленности и усилением регулирующих влияний коры головного мозга на функционирующие системы.
В основе этого процесса лежат условно - рефлекторные связи. Влияние физических упражнений на нервно-психическую сферу больного выражается в снижении, а иногда и в снятии психогенного тормоза.
При заболеваниях и травмах имеет место некоторое угнетение психики, больной находится как бы в состоянии заторможенности. По А. Н. Крестовникову, кора в этих случаях частично лишена влияния потоков естественных раздражений, идущих от рецепторов двигательного аппарата, что отражается на ее функциональном состоянии.
Назначение лечебной физкультуры с активным участием больного в процессе физического упражнения снижает или снимает психогенный тормоз, улучшает влияние коры головного мозга в регулировании физиологических процессов.
Выполнение больным различных активных физических упражнений является осмысленным и сознательным актом, они включают в орбиту своего влияния личность больного, определяют его активное поведение в процессе процедур на протяжении лечебного курса, представляющего своеобразный лечебно-воспитательный процесс. |
Добавить комментарий