Женские секреты arrow Развитие лечебной физкультуры arrow Применение лечебной гимнастики, рефлексы головного мозга
03:10:2024 г.

Применение лечебной гимнастики, рефлексы головного мозга

Применение лечебной гимнастики

Выдающийся русский патологоанатом и физиолог А. И. Полунин в 1851 г. отмечал: «Гимнастика не только развивает, укрепляет тело и предупреждает развитие болезней, но даже и излечивает болезни...

 

при ее содействии излечены многие формы болезней золотушной, английской, болезней нервных, которые не уступали настойчивому употреблению других медицинских средств».Военный врач Гелтовский впервые применял плавание и гимнастику в воде для лечения «военной команды золотушных больных» на курорте Старая Русса.

 

 

Один из крупнейших русских клиницистов В. А. Манассеин горячо пропагандировал гимнастику и массаж. На конференции Военно-медицинской академии он внес предложение о введении в учебной академии практического курса гимнастики и массажа.

 

 

Во время освободительной войны сербов и черногорцев проф. С. Г. Коломнин и врач К. Соколов отстаивали необходимость применения активной и пассивной гимнастики для восстановления функции конечностей после ранений.

 

 

Следует отметить, что в период русско-турецкой войны лечебная гимнастика применялась уже при самых разнообразных ранениях. Имеются указания в литературе, что во время русско-японской войны в ряде тыловых лазаретов при лечении огнестрельных ранений применялись гимнастика и массаж.

 

 

В. Г. Белинский указывал, что физическое воспитание должно быть не самоцелью, а лишь средством воспитания человека с его высокими моральными и нравственными качествами. Таких же взглядов придерживался и Н. А. Добролюбов, который рассматривал физическое воспитание как часть общего воспитания человека.

 

 

«Рефлексы головного мозга»

 

Огромное значение гигиеническим упражнениям придавал Н. Г. Чернышевский, поскольку они ведут к общему укреплению и совершенствованию организму. Как писал И. Г. Чернышевский в своем романе «Что делать?», новой России, избавленной от гнета и произвола, нужны люди цветущего здоровья: сильные, грациозные, энергичные; такие люди должны обладать высокими нравственными качествами.

 

 

И. Г. Чернышевский повлиял на своих современников и, в частности, на И. М. Сеченова, который впоследствии написал свой замечательный труд «Рефлексы головного мозга», положивший начало научному обоснованию терапевтического значения физических упражнений.Среди революционных деятелей XIX века Д. И. Писарев был истинным поборником физического воспитания детей.

 

 

Он придавал важное значение предупредительной медицине, указывая: «Гигиена или изучение тех условий, которые необходимы для сохранения здоровья, приобретает себе в настоящее время преобладающее значение в глазах каждого мыслящего человека».

 

 

Так, М. Я. Мудров, основоположник русской терапевтической школы, предохранительную медицину ставил во главе всех терапевтических мероприятий. Он выдвинул положение - лечить больного, а не болезнь. Это способствовало в дальнейшем развитию учения об антропотерапии, а следовательно, и применению таких методов общего воздействия на больного, как, например, лечебная гимнастика.

 

 

Спустя 50 лет об этом сказал другой великий русский врач и ученый Н. И. Пирогов: «Будущее принадлежит медицине предохранительной». Эти идеи находят свое отражение в профилактическом направлении советской медицины, практически осуществляясь в системе здравоохранения.

 

 


Новые комментарии

Опросы

Ваш возраст?