Основы физиологического и терапевтического действия
Для правильного понимания терапевтического значения метода лечебной физкультуры важнейшим условием является изучение действия физических упражнений на организм здорового и больного человека.
|
|
Что касается физиологического действия физических упражнений на больного человека, то некоторые изменения, происходящие в организме под влиянием их, относительно выяснены, как, например, изменения пульса, артериального давления, систолического и минутного объемов, легочной вентиляции, молочной кислоты, углекислоты и др.
|
|
В рассмотрении основных физиологических реакций при воздействии физических упражнений на больного необходимо исходить из позиций великих русских ученых И. М. Сеченова, И. П. Павлова, И. В. Мичурина и др.
|
|
Рассматривая последовательное развитие реакции организма на физические упражнения, следует учесть роль психических представлений (психогенный механизм) перед выполнением физических упражнений.
|
|
Стремление больного к выздоровлению неразрывно связано с волевым напряжением, способствующим мобилизации резервных факторов организма, устранению психогенных торможений и других физиологических отклонений.
|
|
Изменения функции внутренних органов в свою очередь отражается в сознании через интерорецепторные пути. При этом большое значение придается и афферентной импульсации от скелетной мускулатуры,
|
|
Больной оптимистичнее смотрит на восстановление своей трудоспособности, убеждаясь в возможности выполнения дозированной работы. С каждой процедурой лечебной гимнастики больной все смелее и активнее вовлекается в процесс тренировки.
|
|
И. П. Павлов в своем ответе физиологам и психологам так охарактеризовал нервную систему: «Наша система в высочайшей степени саморегулирующая, поправляющая и даже совершенствующая.
|
|
И. П. Павлов экспериментально обосновал это понятие для коры головного мозга, создав рефлекторную теорию. Принцип временных связей, являющийся основой рефлекторной теории,
|
|
Физические упражнения вызывают такие рефлекторные реакции, которые повышают возбудимость центральной нервной системы, ее реактивность. При этом следует учитывать, что характер и сила ответной реакции
|
|
Исходя из исследований советских физиологов, следует признать, что нарастание функции в процессе упражнения, осуществляемое при постоянном корригирующем влиянии
|
|
Усвоение ритма физических упражнений больными достигается постепенно в связи с многократным повторением применяемых физических упражнений. Этот процесс осуществляется при непосредственном регулирующем влиянии со стороны центральной нервной системы.
|
|
В лечебной физкультуре двигательная активность больных в постоянной стереотипной последовательности вызывает в коре полушарий с такой же стереотипной последовательностью возникновение в разных ее частях очагов возбуждения.
|
|
Действие физических упражнений при регулярном и длительном применении лечебной физкультуры диокинезии уменьшаются, движения уточняются, выполняются больным с меньшей затратой сил, более свободно и автоматизированно, другими словами, патологические двигательные стереотипы заменяются физиологическими, что характеризуется восстановлением движений.
|
|
Осуществляемая при физических упражнениях деятельность мышечного тонуса скелетной мускулатуры сказывается и на вегетативных изменениях и в первую очередь на сердечно-сосудистой и дыхательной системах.
|
|
Рассматривая различные функциональные нарушения организма с позиций рефлекторной теории Павлова, дополнительно разработанной физиологической школой, следует отметить важное значение этой теории
|
|
И. П. Павловым были открыты многообразные влияния нервной системы на систему кровообращения и установлено особое трофическое действие нервной системы на мышцу сердца.
|
|
Рассматривая механизм регуляции дыхания у человека, следует отметить, что старые взгляды о ведущем значении гуморальной регуляции дыхания потеряли свое значение. На первое место в регуляции дыхания выступает нервный механизм, что подтверждено работами К. М. Быкова, В. Н. Черниговского, А. И. Смирнова, М. Е. Маршака и др.
|
|
Дыхательный акт состоит из вдыхания и выдыхания. Во время вдыхания движение ребер происходит одновременно в двух суставах:
|
|
Положительные эмоции стимулируют различные физиологические механизмы и в то же время отвлекают больного от болезненных переживаний, что имеет важное значение для успеха лечения и восстановления сил больного.
|
|